Вход в систему

ГрузияАрмения и Грузия - страны древней культуры. Уже в II ст. к н. е. существовало рабовладельческое самостоятельное армянское государство, которое достигло наивысшего своего развития за царя Тиграна II (95-56 pp. к н. е.).

В II ст. к н. е. в Армении специально культивировали лекарственные растения. Древние армянские лечебные средства (армянская глина, армянская бура, армянская селитра) были распространены во многих странах. В III ст. н. е. в Армении существовали общественные лечебные заведения, убежища-изоляторы для больных проказой. Врачи получали образование в Афинах, Александрии. С принятием в IV ст. христианства расширились культурные связки Армении с Византией.

Первые известны в мире большие гражданские больницы были основаны в IV ст. н. е. в Каппадокии, населенной армянами области Малой Азии ( больницы в кесарии и Савастии).

В V ст. армяне имели уже свою письменность древневерменским языком (грабари). Подчинение Армении в VII ст. арабами, в середине XI ст. турками-сельджуками привело к массовой эмиграции населения из Армении.

Врачей-вирменов вспоминают первые летописцы при княжеских дворах на Руси. Армянские врачи вместе с врачами-греками и сирийцами сыграли значительную роль в обознается народов арабских халифатов с античной медицинской литературой.

Из армянского семейства Бахтишуа (VIII - X ст.) вышло много известных врачей, которые обогатили арабскую медицину переводами античных трудов и своими оригинальными произведениями. Самым известным врачом Армении был Мхитар Гераци (XII ст.), автор первого большого труда народным армянским языком "Утешение при лихорадках", в котором он придерживается материалистических взглядов на происхождение и лечение заболеваний. Он считал, что некоторые профессии вредны для здоровья и способствуют возникновению заболеваний. Лихорадки Гераци разделял на однодневные, длительные и изнурительные - плесневые, которые могут быть заразными для близлежащих людей. Особенное внимание Гераци уделял такой распространенной болезни, как малярия. Выступая против злоупотребления кровопусканиями и против других нерациональных методов лечения, он рекомендовал диету, водолечение, общий здоровый режим.

Выдающиеся ученые Армении понимали преимущество опыта над схоластикой. "Без опыта взгляд не может быть убедительным, только опыт достоверен и не вызывает сомнений", - писал в своих произведениях Сакрават (XII ст.).

В истории медицины Армении почетное место занимает Амирдовлат Амаскаци (XV ст.). ему принадлежит большой труд "Польза медицины", в которой наводятся сведения из анатомии, физиологии, гигиены, обстоятельно описываются причины и ход известных в те времена болезней. В другом труде о лечебных средствах прибавлен словарь названий их армянской, греческой, латинской, арабской языками.

В XII - XIII ст. в медицинской школе в г.Сиси в Киликийськой Армении (Малая Азия) производили вскрытия трупов приговоренных на смерть преступников. Хирургия и акушерство в Армении были на высоком уровне (свежие раны зашивали, в случае поперечного положения плода делали поворот на головку и тому подобное). В XIV - XV ст. Армения потеряла свою политическую самостоятельность. В порабощенной стране исчезли условия, которые способствовали развитию культуры вообще и медицины в частности.

Сведения о медицине в Грузии достигают II тыс. к н. е. Во время раскопок выявлена посуда для лекарств, известно, что издавна здесь культивировали лекарственные растения.

Грузинские племена приняли христианство одновременно с армянами в IV ст., но политическое объединение их в феодальное государство состоялись лишь в VI ст. Расцвет национальной культуры приходится на X - XIII ст. В эти времена грузинским языком были написаны трактаты из астрономии, медицины; знаменитый поэт Шота Руставели создал известную поэму "Витязь в тигровой шкуре". В поэме нашли отображение, в частности, и медицинские моменты. На развитие культуры страны большое влияние имели академии в Гелате и Икалти. Здесь рядом с философией, историей, математикой и другими предметами выкладывалась и медицина. Длительное время академией, основанной в начале XII ст., руководил ученый Иоане Петрици (XI - XII ст.).

Медицина была тесно связана с монастырями, при некоторых из них были медицинские школы.

Выдающимся медицинским произведением этих времен был "Несравненный Карабадин" врача Кананелли (XI ст.). Автор этого произведения был хорошо осведомлен с трудами античных греков и восточных народов. Советы его при лечении разных заболеваний, особенно при переломах, травмах, целесообразные и свидетельствуют о его большом практическом опыте.

В труде врача Ходжа Копили (XIII ст.) "Медицинская книга" описано много лечебных средств, которые хранятся в бытовой медицине грузинского народа до наших времен. Для диагностики заболеваний Копили использовал постукивание, выслушивание, исследовал пульс.

Особенной полнотой содержания в медицинской литературе Грузии выделяется "Лечебная книга" Заза Панаскартели-Цицишвили (XV ст.). 500-летию создания этой книги была посвящена торжественная сессия в октябре в 1988 г. в Тбилиси с участием ученых зарубежных стран.

Распад в XV - XVII ст. централизованной грузинской монархии под давлением персов и турков привел к упадку культурной жизни и медицинского дела в стране.

В Азербайджане кроме народных целителей уже в X ст. н. е. была школа для подготовки врачей. Выдающимся врачом этих времен и автором первых медицинских произведений считается Омар Ибн-Осман.